ОРДА

Главная
Новости
Отрывки из романа
Дополнительные материалы
700 лет империи
Где купить
Вопросы и ответы
Отзывы
Карты к роману
Об авторе
Карта сайта

Об археологической истории Киева

Здесь мы рассмотрим две работы. Статью В.И. Ставиского и книгу Г. Ю. Ивакина.

Ставиский В.И. К анализу известий о Руси в «Истории монгалов» Плано Карпини в свете её археографической традиции. ДГ.1986. М., 1988 с. 207-209
ДГ – Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования… М.

В своей статье В.И. Ставиский критически анализирует известный отчёт папского посланника монаха-минорита (францисканца) Джованни де Плано Карпини о посещении Киева спустя пять лет после взятия «монголами».

В отчёте Карпини (Плано Карпини, 1997, с. 51), вернее, в той части, которая была позже опубликована, написано следующее: «… они (монголы) пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежавшие в поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведён почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжёлом рабстве. Подвигаясь отсюда, они сражениями опустошили всю Руссию».

А вот, что пишет В.И. Ставиский: «В Киеве существовал городской совет, состоящий из 200 представителей населения города и владевшего двумястами крупнейшими дворами-усадьбами на территории города».
В то время в крупных городах это была обычная практика. Для сравнения:
«Новгородский боярский совет, состоящий из 300-350 богатейших горожан (“300 золотых поясов”). … В Новгороде они представляли всё городское население, т.к. владели 300-350 дворами-усадьбами, на которые делилась городская территория».

Далее В.И. Ставиский пишет: «В городах, переживших “нашествие”, в том числе и в Киеве, сохранилась планировочная структура предшествующего периода. А в “домонгольское” время единицей застройки Киева был не дом, а двор-усадьба, состоявший из нескольких жилых и хозяйственных построек, размеры его колебались от 300 до 2000 м2.
Употребляемый здесь Карпини термин “domus” мог означать: жилище, место обитания, хозяйство, семья, имущество, организация, церковь.
Константинополь в это время под контролем “пап”. … Киев оставался единственным оплотом православия в Восточной Европе, а значит – символом духовной и политической независимости её населения. Чтобы поработить население (навязать папство) необходимо было уничтожить этот символ. И для этого надо было представить дело так, будто Киев подвергся полному разорению и запустению».

И, наконец, самое главное. В.И. Ставиский приводит ссылку на книгу археолога Г. Ю. Ивакина об археологической истории Киева: «Кроме Десятинной церкви, пострадавшей во время штурма города полчищами Батыя, сохранился весь архитектурный ансамбль Киева, поражавший своим великолепием восточных и европейских путешественников вплоть до XVII в.».

Напомню, современные историки, например Денис Григорьевич Хрусталёв, основываясь на ЛЕТОПИСНЫХ данных, говорят о разорении Киева следующее:
«Храмы были разграблены, здания разрушены, а церкви сожжены. Даже каменную Десятинную церковь разломали, не говоря уже о крепостных сооружениях, которых просто не стало: “Взяша Кыевъ Татарове, и святую Софью разграбиша и манастыри все, и иконы и кресты честныя и взя, узорочья церковная взяша, а люди от мала и до велика вся убиша мечемъ”».

Вот так! Согласитесь, существует некоторая разница между «ДАЖЕ Десятинную церковь разрушили» и «Была разрушена ТОЛЬКО Десятинная церковь».

Причём, как была разрушена Десятинная церковь? Может быть, её разрушили штурмующие? Ничего подобного! Вообще, разрушить каменное здание старинной постройки, где камни скреплены связующим на органической основе, без пороха и артиллерии очень непросто. Но источники ничего не говорят про использование «монголами» пороха и артиллерии при штурме Киева.
С Десятинной церковью случилось следующее. Когда город засыпали зажигательными стрелами и метательными зарядами с горючей смесью, многие горожане прятались в редких каменных зданиях, в основном церквях. В том числе и в Десятинной церкви. С собой, спасая от огня, принесли наиболее ценное имущество, драгоценности, купеческие товары. При этом очень много людей со скарбом скопилось на церковных хорах, т.е. на сводчатом балконе. И своды не выдержали тяжести! Вслед за сводами хора рухнули и несущие стены, и кровля с куполом. Напомню, Десятинная церковь к тому моменту была старейшей каменной постройкой в Киеве, ей минуло более 200 лет. Разумеется, конструкция обветшала и не выдержала незапланированных при строительстве нагрузок. Т.е. даже Десятинную церковь никто нарочно не разрушал. Она рухнула от НЕПРАВИЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ. Как Бауманский рынок в Москве в 2006 году.

Вернёмся к книге Г. Ю. Ивакина. Вот она:
Ивакин Г.Ю. Киев в XIII-XV вв. Киев, Наукова думка. 1982

В своей работе профессиональный археолог Г. Ю. Ивакин приводит множество интересных фактов. Например, всего в Киеве в то время было примерно 50 различного типа каменных сооружений в Верхнем городе и на Подоле. Самой необычной каменной постройкой Киева была Ротонда. Находилась она в Верхнем городе, за внутренней крепостной стеной «города Владимира».
Представляла собой круглую постройку диаметром 20 м. с 16 пилястрами. В центре располагался мощный столб, на который опирались своды. По всей видимости, предназначалась для княжеских пиров, боярских совещаний, приёмов иностранных послов и прочих официальных мероприятий. Благополучно пережила и 13, и 14 века.
Также в «городе Ярослава» сохранился Софийский собор. И знаменитые Золотые ворота не были разрушены. А Софийские ворота стали называть Батыевыми.
Многие из нас помнят фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» («Страсти по Андрею»). В новелле «Набег» с большой художественной силой изображено взятие стольного города войском брата Великого князя вместе с «татаро-монголами». В числе прочих жутких подробностей набега мы видим, как захватчики срывают золотые листы с крыши собора. А как было на самом деле?
Первым русским храмом с золотыми куполами был каменный Михайловский Златоверхий собор в Киеве, в «городе Изяслава». Само название храма говорит о том, как поражала современников его кровля. Великолепный киевский Златоверхий собор продолжал существовать в «городе Изяслава» и после «татаро-монгольского нашествия». И золотая кровля с него никуда не делась ни в 13, ни в 14 веке. А вот во время польско-литовской интервенции золото сняли…
Сам Михайловский Златоверхий собор с незначительными перестройками благополучно простоял до нашего времени и был стёрт с лица земли в 30-х годах 20 века.

Ещё несколько цитат из книги Г. Ю. Ивакина:
«На Подоле из трёх известных по летописям церквей, две продолжали существовать после 1240 г. … Подол стал играть в жизни города ещё более значительную роль, его стали называть Нижним городом, Новым городом, Киевоподолом. Здесь проживала большая часть населения города, городское самоуправление, склады, торговые колонии».
«Летописи не упоминают о разрушении какой-либо церкви, кроме Десятинной, в 1240 году. … Существуют сведения о тринадцати-четырнадцати сохранившихся после 1240 г. памятниках – практически трети всех ныне известных древнерусских. Древнерусские каменные сооружения не были уничтожены в 1240 г. Они разрушались в течение довольно длительного времени из-за отсутствия достаточных экономических ресурсов, средств, необходимых для поддержания существования любого памятника».
«Какая-то часть киевских зданий … была разрушена во время взятия Киева в 1416 и 1482 гг. (крымские татары хана Менгли-Гирея 21 ноября 1482 г.), причём, тогда применяли уже и артиллерию. … Существенный фактор, сыгравший отрицательную роль в сохранности древнерусских храмов, … запрещение польско-литовского правительства в 1481 г. ремонтировать и восстанавливать православные храмы».
«Территория Киева XIV-XV вв. в основном оставалась в границах города древнерусского времени от Золотых ворот в Верхнем городе, до р. Почайны на Подоле. … Таможенные пошлины тогда собирались с каждого воза независимо от количества товара. И “купцы коли едут с Киева и возы свои товаром тяжко накладывают, для мыта, и ижбы возов меньше было”. Однако тяжело перегруженные возы были мало приспособлены для киевских гор и часто ломались. В ответ на хитрость купцов власти постановили, что “в которого купца воз поломится с товаром: на одну сторону по Золотым воротам, а на другую сторону – по Почайну реку, ино тот воз с товаром биривать на воеводу киевского ”».
«Палеографическое и лингвистическое изучение граффити на стенах Софийского собора показывает непрерывность письменных традиций в Киеве, а также то, что развитие письменности в XIII-XV вв. происходило на древнерусской основе. … Большая часть надписей относится к XII-XIV вв. В конце XV – начале XVI вв. количество надписей резко сокращается, что , по-видимому соответствует тяжёлому положению Киева в этот период. Во второй половине XVI-XVII вв. их количество начинает возрастать».



Дополнительные материалы:

Миниатюра на главной странице: угон пленных в Орду

Бехайм. Энциклопедия оружия. Первое боевое применение пороха в Европе.
Когда и кем, с точки зрения европейской науки 19 века, порох был впервые применён в Европе на полях сражений?

Современный европейский взгляд на битвы при Легнице и Шайо

Военная история Государства Российского. Под общей редакцией В. А. Золоторёва. О "монголотатарах", огнестрельном оружии у Чингиcхана и прочем.

Д. Г. Хрусталёв. Русь: от нашествия до "ига"

О двух датах штурма Киева



© Пеков Юрий, 2007-2008